Тем временем Международный валютный фонд (МВФ) может изменить свои правила предоставления кредитов, чтобы Украина могла получить очередной транш даже в случае дефолта Киева по долгу перед Россией.
О таком решении МВФ сообщила накануне газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. По данным издания, члены правления международной организации обсудят внесение изменений в правила в конце ноября, после саммита лидеров "Группы двадцати" в Турции.
Предоставление кредитов странам, столкнувшимся с проблемой дефицита платежного баланса, - одно из основных направлений работы МВФ. Выдача кредитов обычно сопровождается набором условий.
Лазарь Бадалов, доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г.В. Плеханова, отмечает, что возможность изменения своих правил кредитования неблагонадежных государств-заемщиков МВФ рассматривает в течение последних нескольких лет.
"Первопричиной, повлиявшей на желание поменять правила кредитования таких государств, явились долговые проблемы с так называемыми странами PIIGS - Португалией, Ирландией, Италией, Грецией и Испанией", - поясняет Лазарь Бадалов. Проблема Южной Европы вроде бы миновала, а вот долговые проблемы Украины только впереди.
"Как показала практика, изменить правила кредитования МВФ задача не из простых, но на положительное решение для Украины может повлиять политическая подоплека дела, - полагает собеседник "РГ". - Как бы ситуация ни развивалась, можно точно сказать, что МВФ не свернет кредитование Украины и будет всячески стараться находить лазейки для обхода собственных правил, как это уже было с Грецией".
При этом ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявлял, что если Россия откажется принимать условия по реструктуризации и списанию трехмиллиардного долга, то Киев в таком случае намерен подать в суд.
"По условиям выпуска евробондов права не платить у Украины, разумеется, нет. Проактивная позиция премьера Украины понятна, ведь у России все основания для инициирования разбирательства и понуждения должника к исполнению всеми и любыми законными способами", - подчеркнул в беседе с "Российской газетой" юрист-международник, кандидат юридических наук Александр Захаров.
По его словам, не платить Украина себе позволить не сможет, иначе может возникнуть эффект домино, при котором другие кредиторы Киева уже не будут терпимыми. "Сложно представить себе ситуацию, чтобы любая другая страна-должник пыталась бы поставить одних внешних кредиторов в более выгодное положение по сравнению с другими", - уверен Александр Захаров.
Напомним, что государственным долгом страны называют финансовые займы правительства для погашения дефицита бюджета. Он рассчитывается в национальной валюте государства или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
Отказ России от реструктуризации и списании долга Украине не представляет для нашей страны какой-либо угрозы в связи с отсутствием правовых обоснований, продолжает эксперт по экономической безопасности, член Экспертного совета по налоговой политике при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве Дмитрий Липатов.
По словам этого собеседника "Российской газеты", вопросами о коммерческих спорах между государственными лицами ведает международный коммерческий арбитраж либо судебный орган, который в случае спора должен указываться в соглашении о государственном займе. "Российская Федерация вполне может обратиться с таким иском", - полагает Дмитрий Липатов.